Новое время, новые книги, новые технологии

В ноябре Нижегородской государственной областной детской библиотеке исполнилось 100 лет!  4 декабря нам представилась возможность поздравить работников библиотеки с праздником и поблагодарить их за сохранение традиций детского чтения и активное продвижение инноваций. Заместитель директора библиотеки Пантюхова Татьяна Владимировна провела для нас семинар  "Развитие интереса к чтению. Традиции и инновации". Подробнее см. во вкладке Read More

 

Сегодня одной из главных проблем современного кризиса детского чтения является слабая читательская среда: ребенок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Снижается интерес к книге и чтению. Происходят изменения в психологии чтения и психологии восприятия текста – формирование так называемого «клипового сознания». 29 мая 2017 года вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». 3 июня 2017 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, создания читающего детства. Указом Президента России от 9 мая 2017 года № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Целью данной стратегии является создание условий для формирования в России общества знаний. Особое значение в решении поставленных задач отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видов информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Важная роль в решении этих общегосударственных задач отводится системе общего образования, а значит и школьной библиотеке как структурному подразделению общеобразовательной организации. Школьная библиотека была и остаётся одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе. Это означает, что ее главная задача – информационное обеспечение учебного процесса и воспитательной работы школы, а также поддержка и расширение у учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании; развития способностей, умений и навыков самостоятельного поиска, переработки и использования информации различного характера. При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает у него и формирует тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее. Какой должна быть библиотека, какие пути и методы необходимо использовать, каким должен быть библиотекарь, чтобы правильно построить диалог с юным читателем? Сегодня библиотеки находятся в непростой ситуации. Они долгое время являлись собирателями интеллектуальной и культурной памяти народов, оставаясь крупнейшими хранилищами. Но сегодня библиотеки постепенно утрачивают свою просветительскую и информирующую роль. Поэтому проблема взаимосвязи библиотечных традиций и инноваций - как потенциал 2 школьной библиотеки, является особо острой. Существуют разные точки зрения на проблему: - «Только книги в традиционной форме, никаких электронных носителей»; - «Будущее за новыми технологиями. Всё должно идти в ногу со временем, и библиотека не должна отставать»; - «Инновации и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, инновация всегда осуществляется на базе определённых традиций». Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) - это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, выступающее одним из регуляторов общественных отношений. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили. Традиции образуют “коллективную память” обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Говоря о традициях, сложившихся в школьной библиотеке, можно выделить ежегодное проведение Недели детской книги, библиотечные конкурсы (Библиознайка), мероприятия, связанные с юбилеями писателей, праздник «Посвящение в читатели», книжные выставки, викторины по прочитанным книгам, литературные путешествия и многое другое. Но если мы будем брать за основу только традиции, школьные библиотеки превратиться в пункты выдачи учебной литературы. Читатель, пришедший в библиотеку, возьмёт книги с реальной книжной выставки, а пользователь сети, заглянувший на сайт библиотеки или социальную сеть, сможет познакомиться с электронными версиями тех же самых произведений или принять участие в обсуждении книги. Учащимся должна быть интересна не только содержательная часть, но и форма представления. В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования сторон своей деятельности. Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во все сферы библиотечного дела. Инновации в школьной библиотеке должны удовлетворять потребности учащихся в общении и досуге, развивать индивидуальные качества, способствовать формированию информационной культуры, воспитывать духовную культуру личности. Школьная библиотека – структурное подразделение общеобразовательной организации. Изменения, происходящие в школьном образовании, меняют деятельность и организацию школьной библиотеки. Инновации - это необходимый элемент развития, без них школьным библиотекам невозможно оставаться социально - значимыми организациями в современном мире. Объектами библиотечных инноваций могут быть услуги, продукция, библиотечная технология и организационное развитие библиотек. В последние годы в работе библиотек появилось много новых 3 нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику библиотек, другие ждут своего применения. Существуют различные формы инноваций: флешмоб, буккроссинг, «подвешенная» книга, бенефис читателя, библиомарафон, поэтический батл, флешбук, библиотечный квилт, буктрейлер, составление синквейнов, книжный десант в летнее время на школьных и игровых площадках, проведение Фестивалей литературных героев и т.д. Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические средства позволяют оживить рассказ библиотекаря, сделать его наглядным, привлекать видео- и аудио материалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов, использовать Интернет-ресурсы при подготовке мероприятий. Есть возможности для проведения виртуальных экскурсий. Литературно-музыкальные вечера, медиа-лекции, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видеопросмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг и т.д. Применяются такие формы, как слайд – журналы, презентации-обсуждения в социальных сетях, пресс – встречи, литературные слайд – галереи. Новые и современные формы воспринимаются с большим интересом и вниманием. Когда инновация осознана, она становится нововведением − общим достоянием. Истинность инноваций заключается в их позитивном влиянии на качество обслуживания пользователей. Но стоит обратить внимание и на то, что недопустима подмена термина инновационная деятельность библиотеки на информатизацию библиотечных услуг. Ошибочна трактовка термина «инновация» как «компьютеризация» - наличие компьютеров в школьной библиотеке. Что, на самом деле, никак не может заменить необходимых инновационных процессов, способствующих эффективности обучения, воспитания и результативности педагогического труда. Последнее время сложилось мнение, что люди перестали читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем. На самом деле электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культуру и возможности электронной. Сегодня у книги немало конкурентов: телевидение, видео, кино, компьютер, Интернет. И библиотекарь сегодня становится проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. С каждым годом 4 всё больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и сами библиотекари большую часть поиска осуществляют через Интернет-ресурсы. Владея навыками поиска, в сети можно найти практически всё. Но для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом, который в совершенстве владеет навыками и знаниями поиска информации в сети. И книга по-прежнему необходима. Чтение-это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить. Какие бы технологии ни появлялись, а чтение на любых носителях остаётся необходимым элементом развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, было и остается сегодня – продвижение и популяризация чтения. Но появление новых информационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии чтения. Такие понятия как «Интернет», «web-сайт», «локальная сеть» – просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами. Использование информационных технологий в работе библиотекаря даёт возможность поновому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому библиотекарю необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы. Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг. Традиции являются характеристикой стабильности, устойчивости. Благодаря традициям, человечество усваивает культурный опыт поколений. Система традиций отражает целостность всего общества. Но с другой стороны, библиотеки не могут существовать, не обновляясь. Поэтому возникает необходимость обновления и обогащения теоретических и практических установок. Взяв за основу только инновации, исключив традиционные формы и методы библиотечной работы, библиотеки станут лишь мультимедийными центрами. Чтобы инновации стали условием развития, библиотекари должны помнить, что инновация в их деятельности - это инструмент не только развития, но и средство повышения предельной полезности деятельности библиотеки, уровня качества того социального блага, которое она представляет обществу и конкретным потребителям. 5 Будем рассматривать инновационную деятельность библиотек как явление, имеющее важное значение для развития библиотечной сферы, но только с тем учетом, что инновация всегда осуществляется на базе определённых традиций. Вследствие этого, сочетание только двух форм библиотечной деятельности позволит поддерживать высокий уровень работы с пользователями библиотеки. Инновации не должны подрывать традиционные устои, должны соответствовать миссии библиотеки, задачам и функциям её деятельности. Нельзя опираться лишь на традиции или инновации, а необходима их взаимосвязь. Школьная библиотека должна объединять учителей, учеников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса. В этом заключается инновационный характер библиотеки. Школьная библиотека нового типа должна разумно соединить лучшие традиции библиотечного дела и информационно – коммуникационные технологии. Современный школьный библиотекарь должен сделать свою библиотеку центром школы, создать в своей библиотеке доброжелательную атмосферу известности и успешности; раскрыть пути привлечения в свою библиотеку новые ресурсы и новых читателей.                     РУБЦОВА В.В.

Write a comment

Comments: 0