"Настольные игры на библиотечных уроках"

В библиотеке МБОУ школа № 17 состоялся творческий семинар по обмену опытом "Настольные библиографические игры в инновационной деятельности школьных библиотекарей"

 

 «Настольные игры на библиотечных уроках»

«Только через игру в своем развитии и движется ребенок»

Л.С.Выготский

     Ни для кого не секрет, что одна из важных задач школьного библиотекаря  -  научить ребенка самостоятельному поиску информации, дать систему знаний о справочно-библиографическом аппарате библиотеки, развить у детей поисковые умения и навыки. Для этого существуют различные методики и средства.

    Давайте вместе подумаем, каким из них отдать предпочтение, чтобы преобразовать приобретаемые знания о поиске информации в умения, а умения в навыки?

Какие бы меры ни предпринимались, ведь большинство библиотекарей давно проводят библиотечно-библиографические занятия, насыщают их практическими заданиями, соответственно вырабатывают у учащихся необходимые знания и умения, но дети, несмотря на это, нередко испытывают в библиотеке чувство растерянности перед  книжными полками, буквально тонут в море Интернет-информации, и ищут «спасательный круг» в библиотекаре.  Потому что знания, может быть, у них уже и есть, или их зачатки, но они не превратились еще в умения и навыки.

       Вот таким образом и возникает еще один вопрос: как довести развиваемые умения ученика самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в справочной литературе, в карточных и электронных каталогах, картотеках, на компакт-дисках или в Интернет-ресурсах до автоматизма? При этом неважно, какой у ребенка возраст, учить необходимо всех, а значит, рассматривать эту задачу надо будет в числе равнозначимых в работе со всеми возрастными группами детей, начиная с первого класса и завершая выпускным.

 В педагогической копилке детских библиотекарей имеются такие средства. Неизвестно, кто и когда назвал их библиографическими играми, но термин закрепился. Разработка новых библиографических игр   одно из перспективных направлений в творческой деятельности библиотечных специалистов, и самое главное, плодотворных во всех отношениях.

Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, театрализованных элементов облегчает выполнение задачи. В такой игре дети учатся самостоятельно, активно помогают друг другу и взаимно проверяют друг друга. Как правило, игры имеют строгие правила, то есть в самой игре имеется контролирующее начало, когда ребенок может сам проверить успешность своих действий.

       Сейчас мы остановим внимание лишь на настольно-печатных играх, в т.ч. на так называемых   «играх-бродилках». Вот отзывы о таких играх библиотекарей:

 «Бродилки» азартны, они дают волю эмоциям, но и учат их сдерживать.

«Бродилки» - игры по правилам, а научить детей соблюдать очередность, договоренность, следовать установленным правилам  очень непростая задача.

Для игры в настольно-печатные игры обязательно нужны партнеры. Ну, хотя бы один. А можно и пятеро. В наш век, когда бациллы разобщенности и индивидуализма проникают даже в детский мир, это достоинство «бродилок» трудно переоценить. И еще одно достоинство настольно-печатных игр надо выделить, оно особо отмечается и ценится психологами, педагогами. Эти игры помогают ненавязчиво познакомить детей с обилием полезной информации, она хорошо запоминается.

        Итак, настольно-печатные игры доставляют массу удовольствия, подключают эмоции к процессу познания, учат ребенка общению, готовят его к встрече с трудностями, к их преодолению, и даже учат проигрывать, но при этом не терять надежды на успех в следующей игре, неизвестно по счету какой. К настольно-печатным играм мы можем отнести, кроме библиографических игр-путешествий, библиографическую викторину-кроссворд, библиографическое лото, библиографическое домино и другие игры.

          Светлана Юрьевна Носова, заведующая библиотекой МБОУ школа № 17, в своей работе использует настольные игры разной направленности, как готовые, покупные, так и сделанные своими руками и при помощи родителей. Например, кукол для пальчикового театра связала мама одного из учеников крючком из разноцветных ниток.

Но особенный интерес у ребят вызывает игра «Золотая коллекция викторин». Эта игра, как и обычные настольные игры, состоит из игрового поля, кубика, фишек.  На игровом поле  расположены сектора  «Сказки», «Мир животных», «Спорт», «История», «География», «Эрудит». Играть можно  небольшой компанией или командами целым классом. Дети бросают кубик и продвигают фишки на такое количество кружков вперед по маршруту, сколько по цифре показал кубик. Остановившись на кружке, играющий должен был по его номеру найти вопрос (вопросы написаны на карточках и пронумерованы). И только ответив на него с помощью энциклопедий, можно сделать дальнейший ход. На маршруте  есть различные препятствия, предполагающие по правилам игры пропуск хода, потерю всех набранных очков и возвращение к началу маршрута. Светлана Юрьевна постоянно обновляет карточки с вопросами, усложняя и расширяя диапазон игры.

В игру «Словодел» ребятам младшего возраста предлагается играть, используя орфографические словари. Выигрывает тот, кто придумает и составит не только большее количество слов, но и слов, содержащих максимальное количество букв.

            Иванова Лариса Геннадьевна, заведующая библиотекой МБОУ школа № 27, предлагает к использованию в работе новинки. Недавно в издательстве "Студия Pagedown" вышла серия настольных игр для знатоков русского языка. Среди них "Ерундопель русского языка. Игра в редкие слова".

В русском языке есть много достаточно редких слов, как по частоте употребления, так и по красоте звучания. Некоторые из них слышатся, пишутся и произносятся так, будто нарочно придуманы для забавной игры. Игра представляет собой набор из 120 двусторонних проверочных карточек размером 90х50 мм. На одной стороне карточки написано слово и три варианта значения этого слова.  Из трех вариантов определений для каждого слова необходимо выбрать один. Желательно - правильный.  На другой стороне – правильный ответ для самопроверки.  При составлении "Ерундопеля…" использовались данные современных словарей и справочников. 

Лариса Геннадьевна поделилась, что игра уже  испробована на 11 классе, результаты превзошли все ожидания: интересно, весело и поучительно. Ведь за словарь наших детей никакими силами не засадишь, а тут в игровой форме прекрасная возможность расширить словарный запас. 
Конечно, рано или поздно игра теряет свою актуальность: слова запоминаются и интерес пропадает. Но, во-первых, это происходит далеко не сразу, а во-вторых, школьная аудитория неисчерпаема...
К явной практичной пользе еще и отличное качество исполнения: карточки сделаны из довольно плотного гладкого картона (и в руках держать приятно, и хватит надолго).

Еще одна игра этой серии «Лампочка Ильича. Игра в словосочетания».  Что можно назвать именем человека?  Улицупароход, физический закон?  Что еще? Музей, мавзолей, фигуру высшего пилотажа? А как насчет колеса, ножа, бритвы? Или, скажем, воронки, повязки, скамьи? 
Удивительно, но порой самые утилитарные предметы названы в честь кого-то.
Вам осталось всего лишь их распознать: из трех вариантов определений необходимо выбрать правильный ответ.
Прекрасная игра для  библиотек. Тут тебе и развитие интеллекта, и осуществление межпредметных связей, и возможность разнообразить занятие.


В заключении хочется отметить, что  библиографические игры учат и должны учить, прежде всего, поиску информации.  Ответ  нужно найти, подсказкой должен быть не готовый ответ на вопрос, а путь поиска правильного ответа (например, называется словарь, к которому следует обратиться).

 

Уважаемые коллеги! Положите на видном месте в читальном зале библиотеки несколько коробок с настольными играми, красочно оформленных! Включайте их в свои разработки библиотечных уроков.  Информационное самообразование в игровой деятельности - это верный и надежный путь к настоящему образованию. 

 

Использованы материалы статьи Ганзиковой Г.С.

«Настольные библиографические игры в инновационной деятельности библиотекарей».

 


 

Оставить комментарий

Комментарии: 0